главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
 
Версия для слабовидящих
 
 

История

Развитие Нижнего Приангарья: история проекта

Фраза «Программа освоения Нижнего Приангарья» появилась ещё в советские годы. Впервые о векторе развития Восточной Сибири в сторону богатого природными ресурсами региона в нижнем течении Ангары - в Богучанском, Кежемском, Мотыгинском и соседними с ними районах Красноярского края - заговорили в 1958 году. В семилетнем плане развития народного хозяйства (1959-1965 годы) уже упоминается новая гидростанция на Ангаре ниже Усть-Илимска, а в 1965 году в Кежемском районе высадилась экспедиция для выбора створа Богучанской ГЭС.

Советское прошлое Богучанской ГЭС

Подходящий створ для строительства ГЭС начали искать в 1965 году. Сначала геологи и гидрологи определили площадку в Богучанском районе – отсюда и родилось название для станции. Однако, в 1971 году был выбран новый створ – возле поселка Кодинская заимка Кежемского района.

В октябре 1974 года на берег Ангары прибыла первая группа строителей из «БратскГЭСстроя». Руководство треста предлагало тогда для удобства управления строительством Богучанской ГЭС передать Кежемский район в Иркутскую область, но этого не случилось. На месте бывшей Кодинской заимки начал расти временный поселок Кодинск, которому позднее был присвоен статус города. В 1980 году приступили к возведению основных сооружений БоГЭС, а в 1987 году Ангара была перекрыта плотиной в створе ГЭС.

Казалось бы, строительство Богучанской ГЭС и вместе с ней программа освоения региона вступили в решающую фазу. Оптимизма добавляла выдача в 1989 году Сибирскому отделению Академии наук СССР задания на разработку проекта государственной стратегии освоения Нижнего Приангарья на 2005-2010 годы. Однако наступившие 90-е годы, насыщенные политическими событиями и экономическими реформами, надолго затормозили работу над программой. Более того, в начале 90-х было приостановлено сооружение гидростанции. Лишь в феврале 1997 года увидело свет постановление правительства РФ «Об утверждении Федеральной целевой программы освоения Нижнего Приангарья». В ее состав входило несколько разделов: освоение запасов углеводородного сырья, развития тепло- и электроэнергетики, горнодобывающего, металлургического и лесопромышленного комплексов, транспортной сети, системы связи, строительной базы, охраны окружающей среды, решения социальных проблем.

Но опять время оказалось не подходящим для старта столь крупного проекта. И проблемы возникали не только из-за неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране, вроде дефолта 1998 года и дефицита федерального бюджета. Стало ясно, что прежние механизмы реализации подобных программ исключительно за счет государственных средств уже не действуют. Поэтому следует искать иные подходы, прежде всего, взаимодействовать с частным капиталом.

Новый виток

В марте 2005 года указом президента Российской Федерации были утверждены меры по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, позднее объединенных в один субъект федерации. В ноябре 2006 года правительством страны был утвержден паспорт инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Его реализация предусматривалась за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации при государственной поддержке. Серьезность намерений возродить программу подтверждалась возобновлением в том же году строительства законсервированной гидростанции. Именно этот документ послужил импульсом возрождения программы развития Нижнего Приангарья.

Как и много лет назад, целью программы обозначалось укрепление промышленного потенциала в восточном регионе страны на основе создания и развития транспортной и энергетической инфраструктуры, освоения природных ресурсов и строительства промышленных объектов. При этом появилось новое понятие – государственно-частное партнерство.  Иными словами, государство за счет средств Инвестиционного фонда РФ взялось финансировать развитие инфраструктуры, а бизнесу открывается зеленый свет в строительство новых промышленных объектов. На создание транспортной и энергетической сети Нижнего Приангарья в госбюджете предусматривались свыше 34 миллиардов рублей.

Согласно проекту, развитие Нижнего Приангарья реализуется в два этапа. На первом этапе предполагается запуск ряда ключевых промышленных объектов. В их число входят: Богучанская ГЭС, алюминиевый завод неподалеку от поселка Карабула, Богучанский лесопромышленный комплекс, производительностью 800 тысяч тонн целлюлозы в год. К инфраструктурным объектам первой очереди относятся: мостовой переход через реку Ангару, автодорога Канск-Абан-Богучаны-Кодинск, линии электропередач, участок железной дороги Карабула-Ярки.

БоГЭС и БоАЗ

Строительство Богучанской ГЭС и алюминиевого завода осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве между ОАО «Русский алюминий» и ОАО «ГидроОГК» в рамках совместного проекта «Богучанское энергометаллургическое объединение» (БЭМО). Возведение лесопромышленного комплекса взял на себя Внешэкономбанк, договорившись о совместном инвестировании с ОАО «Корпорация развития Красноярского края».

В конце февраля 2012 года, спустя пять лет после утверждения паспорта инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», на основных объектах, заявленных в программе развития региона, побывала группа депутатов Законодательного собрания Красноярского края во главе с председателем комитета по природным ресурсам и экологии Александром Симановским. В поездке также принимали участие министр экономики и регионального развития Анатолий Цыкалов, представитель губернатора в Северо-Восточном территориальном округе Игорь Айзенберг, ряд специалистов правительства края. Тогда генеральный директор ОАО «Богучанская ГЭС» Николай Терешков уверял депутатов и членов правительства, что напорный фронт гидростанции, то есть комбинированная каменно-набросная и бетонная плотина, а также правобережный экран готовы к наполнению водохранилища на уровне 185 метров. Плановый пуск первых трех гидроагрегатов наметили на конец второго квартала 2012 года. На расчетную отметку 208 метров планировалось выйти к концу 2013 года.

Стоимость достройки гидростанции составила без малого 80 миллиардов рублей, как уже говорилось выше, финансирование на паритетных началах ведут две компании: ОАО «РусГидро» и ОК «РУСАЛ». Однако ГЭС без энергоносителя – накопленной в ложе водохранилища огромной массы воды – пустой звук. Уже тогда ложе рукотворного моря было готово к приему воды.

Подготовить берега

Стоимость подготовки зоны затопления Богучанской ГЭС на территории Красноярского края обошлось более чем в 11,5 миллиарда рублей. Из них около 1 миллиарда рублей на очистку ложа водохранилища было выделено из краевого бюджета.

Лесоочистка была проведена на 83 специальных участках, к которым относятся транзитные трассы, судовые ходы, отстойные пункты и акватории лесосплавных рейдов будущего водохранилища. Общая площадь очищенной  территории составила свыше 13 тысяч гектаров. На прибрежных участках водохранилища, в трех санитарных зонах вблизи города Кодинска, поселков Таежный и Новая Недокура, выполнены работы по удалению древесной растительности.

Санитарную очистку провели и на территории 33-х ликвидированных населенных пунктов, а также предприятий, зданий и сооружений, подлежащих выносу, мест массивного загрязнения, утилизированы скотомогильники. Завершена поистине масштабная работа по переселению граждан, проживающих в зоне затопления водохранилища. 1737 семей, более 5 тысяч человек получили новые квартиры в городах Красноярского края и Хакасии.

По желанию родственников умерших, из зоны затопления перенесены почти 1,5 тысячи могил. Приняты меры по выявлению и сохранению десяти объектов деревянного зодчества с их последующим переносом в Кодинск, в экспозицию Кежемского историко-этнографического музея.

Вторым по стоимости промышленным объектом Нижнего Приангарья должен стать Богучанский алюминиевый завод. Его производственная мощность – 600 тысяч тонн «крылатого металла» в год. Свои инвестиции те же ОАО «РУСАЛ»  и ОАО «РусГидро» оценивают в 66,5 миллиардов рублей.

Богучанский ЛПК

О Богучанском ЛПК, как одном из первых среди приоритетных инвестпроектов в лесном секторе экономики, заговорили еще на III Красноярском экономическом форуме в 2006 году. Тогда ОАО «Корпорация развития Красноярского края» и «Внешэкономбанк» подписали соглашение о совместной организации финансирования и привлечении инвестиций в целлюлозного и деревообрабатывающих производств в Богучанском районе. Объем вложений был оценен тогда в сумме от 0,8 до 1 миллиарда долларов США. Богучанский ЛПК вошел в структуру программы комплексного развития Нижнего Приангарья.

Обновленная и реконструированная автомобильная дорога Канск-Абан-Богучаны-Кодинск сделала Богучанский и Кежемский районы намного ближе к центру края, чем десяток лет назад. Теперь во многие села и поселки Приангарья без пересадок и, главное, круглый год можно добраться на комфортабельных междугородних автобусах. Пассажиропоток постоянно растёт. Качество автотрассы резко увеличилось после строительства и сдачи в эксплуатацию 15 обновленных участков, общей протяженностью более 140 километров.

Значимой частью транспортного проекта является мостовой переход через реку Ангара на автодороге Богучаны-Юрубчен-Байкит. Длина моста свыше 1600 метров. Когда в 2008 году начинали подготовительные работы на берегах реки, не верилось, что в обещанные сроки, всего через три года он будет построен. В сентябре 2011 года по нему пошли автомобили. С этих пор была обеспечена круглогодичная транспортная связь Эвенкийского муниципального района с центром Красноярского края. Мост позволил организовать промышленную разработку месторождений нефти и газа, сосредоточенных в районе Юрубчено-Тахомской зоны, а также обеспечить освоение лесных ресурсов, полезных ископаемых Нижнего Приангарья, в том числе правого берега Ангары, с возможной организацией на этой базе крупных промышленных предприятий. Для реализации программы по строительству мостового перехода были возведены два завода по выпуску бетонных смесей. Вахтовым методом на строительстве трудились до 520 специалистов. Из них более 80 человек – жители Богучанского района.

Логическим продолжением развития транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья стало строительство железнодорожной линии Карабула-Ярки с подводом трассы непосредственно к новому мостовому переходу. Ее протяженность – почти 44 километра. Построено 14 мостов в железобетонном и стальном исполнении. В строительстве железнодорожной линии участвуют 120 человек, а после ввода объекта в эксплуатацию ее будет обслуживать почти две сотни человек. Стоимость проекта составила свыше 6,4 миллиарда рублей.

С высоты птичьего полета хорошо видны линии электропередачи высокого напряжения. Стальные опоры, несущие провода, идут от Богучанской ГЭС в разных направлениях – на Раздолинск Мотыгинского района, на Камалу Рыбинского района, в Тайшет Иркутской области. Но самый мощный поток электроэнергии будет устремлен на подстанцию «Ангара». Сегодня она считается одной из мощнейших в России и должна выполнять роль основной артерии энергоснабжения объектов промышленности – БоЛПК, БоАЗ и ряд других предприятий.

Развитие с перспективой

Под стать индустриальному размаху и социальная составляющая программы развития Нижнего Приангарья. Один за другим возводятся запланированные объекты соцкультбыта в Кежемском и Богучанском районах.

Так, почти каждая третья семья, переселенная из зоны затопления, обосновалась в Кодинске – столице Кежемского района. Для одних было построено несколько многоквартирных домов, другие предпочли поселиться в коттеджах, которые возвели на окраине города из клееного бруса местного производства. Кстати, последние пять лет отмечены весьма заметным развитием лесопереработки в Кежемском районе. Только на промышленной площадке ниже плотины ГЭС расположились три крупных предприятия по комплексной переработке древесины. Одно из них – Приангарский ЛПК – запущен в эксплуатацию непосредственно с презентационной площадки IX Красноярского экономического форума. Продукция деревообработчиков находит спрос как внутри района, так и за его пределами. Помимо жилья, в городе Кодинске за последние годы возведены автостанция, лечебный корпус Центральной районной больницы, школа на 864 учащихся, детский сад-ясли на 140 мест, десятки километров новых автодорог и т.д.

Масштабное развитие территории привлекло в Нижнее Приангарье массу трудовой силы. В основном, едут специалисты-энергетики, строители и механизаторы. Опыт предыдущих десятилетий показывает, что почти треть вахтовиков и просто приезжих заводят семьи и остается жить там, где строил.

Материалы по теме:

«Нижнее Приангарье – как, зачем, почему?»; http://vnedra.ru/нижнее-приангарье-–-как-зачем-почему-6/

 

© 2010-2015. Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края

Администратор сайта: Масликов Иван Владимирович

Телефон: +7(312) 211-22-85
E-mail: maslikov@econ-krsk.ru